Игра – одно из наиболее эффективных средств воспитания ребенка в семье
Игра – одно из наиболее эффективных средств
воспитания ребёнка в семье
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
Игра – ведущая деятельность ребёнка, в которой формируется его личность, ребёнок овладевает умениями налаживать с партнёрами игровые и реальные отношения. Играя роль, ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по полу. В игре ребёнка отражаются различные события, полученные им в семье, в детском саду, при общении с разными людьми. Игра позволяет ребёнку ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов.
В каждой семье родители пытаются создать условия для игровой деятельности: покупают детям дорогие игрушки, создают детский уголок, покупают корзины и контейнеры для того, чтобы ничего не валялось. И всё. Многие считают, что на этом их миссия заканчивается.
Но, дорогие родители, помните, что дети ценят игрушки не с той точки зрения, с которой ценят их взрослые. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий материал для выражения их замыслов. И всем детям, независимо от пола, одинаково нужны куклы, транспорт, двигательные игрушки и конструктор.
От взрослых зависит, как ребёнок обращается с сюжетно-образными игрушками; являются ли они партнёрами в его играх или малыш к ним равнодушен.
Играя с дочерью или сыном, не подавляйте инициативу малыша, играйте с ним на равных, осторожно направляйте ход игры и следите за своей речью. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, разделяют его мысли и хотят с ним играть.
Игру многие родители используют с целью занять ребёнка, отвлечь от шалостей, капризов, непослушания. И забывают о том, что игра для него – это жизнь. Если он «лепит пирожки», то «помогает» маме на кухне, если играет в машинки, то «дорога» проходит именно там, где находитесь вы. Если он сегодня «доктор», готовьтесь к тому, что уколы будут поставлены всем. Вовлекайтесь в процесс игры, руководите ею, подключайте воображение своё и вашего ребёнка.
Дети часто задают вопросы, касающиеся взаимоотношений взрослых членов семьи, стремясь удовлетворить детскую любознательность, постичь смысл поступков и отношений взрослых. Родители же нередко уходят от вопросов детей.
Но нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребёнку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или производить арифметические действия.
Малыш может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде - но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду; знать, что лгать стыдно - но говорить неправду и т. п.
Необходимо, чтобы ребёнок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности.
Находите игровые способы рассказать малышу о связях и отношениях взрослого мира, тогда ваш ребёнок будет готов успешно решать различные жизненные задачи. А их, согласитесь, возникнет немало.
Вот почему так важно повышать свою компетентность во взглядах на игру, на её роль в развитии ребёнка, учиться осознавать, что игра и игровое общение с малышом в семье – это забота о его развитии, эмоциональном и психологическом здоровье.
В том, как сегодня ребёнок ведёт себя в игре, проявляются задатки и склонности его характера во взрослой жизни. Поэтому не лишайте детей удовольствия играть. Счастливое детство – залог того, что вы увидите своего ребёнка в будущем ответственным, чутким, заботливым и мудрым.