Родитель – ребенок: мир отношений. Диалог, а не монолог. Воспитываем чувство собственного достоинства.
Продолжаем читать книгу Хаима Гинотта «Родитель – ребенок: мир отношений» и учиться вести диалог с ребенком.
«Родителей порой приводит в отчаяние диалог с ребенком, потому что окончательно заводит их в тупик», – говорит Хаим Гинотт.
Надо сказать, что и детей тоже. Поэтому они зачастую также избегают диалогов с родителями, тяжко вздыхают, когда мы на их короткий вопрос даем пространные ответы, не любят, когда их поучают.
«Заинтересованный наблюдатель, подслушивающий разговор между матерью/отцом и ребенком, с удивлением обратит внимание на то, как мало каждый из них слушает другого. Диалог напоминает скорее два монолога. Один монолог содержит критику и наставления, другой – отрицания и мольбы.
Трагедия такой коммуникации заключается не в отсутствии любви, а в недостатке уважения; не в отсутствии ума, а в недостатке умения взаимодействовать друг с другом» – объясняет психолог.
Поэтому продолжаем осваивать «щадящий» способ общения со своими чадами.
И поговорим сегодня о:
Коммуникации с целью контакта: реагировать на чувства ребенка, а не на его поведение.
Было бы хорошо, если бы содержание беседы не ущемляло чувство собственного достоинства, как ребенка, так и родителя.
Было бы хорошо, если бы выражение понимания предшествовало вашим советами и наставлениям.
Проблема в том, что ни мы, родители, ни дети – зачастую не умеем выражать свои чувства. Ведь чтобы их выразить, мы их должны проанализировать, понять, и потом только донести правильным образом до остальных.
Но, к сожалению, мы устаем к концу дня, нам хочется отдохнуть, поэтому раздражаемся, и все проблемы мира, которые несут нам наши дети, встречаются нами в штыки. А если допустить, что наши дети ТАКЖЕ трудно умеют проявлять свои чувства и приходят вечером ТАКИЕ ЖЕ уставшие и раздраженные, то…
«Поскольку детям трудно адекватно проявлять эмоции, было бы неплохо, если бы родители научились РАСПОЗНАВАТЬ ЗАМАСКИРОВАННЫЕ ВСПЫШКАМИ ВОЗМУЩЕНИЯ ДЕТСКИЕ СТРАХИ, ОТЧАЯНИЕ И БЕСПОМОЩНОСТЬ. Тем самым, вместо того, чтобы РЕАГИРОВАТЬ на поведение ребенка, родители ОТКЛИКАЛИСЬ бы на его расстроенные чувства, помогая ему с собой справиться.
Только в ситуации, когда дети ВСТРЕЧАЮТ ПОНИМАНИЕ, ОНИ МОГУТ ЧЕТКО ДУМАТЬ И ПРАВИЛЬНО ДЕЙСТВОВАТЬ – то есть сосредоточиваться, удерживать внимание и быть в состоянии слушать.
ЧУВСТВА НЕ ИСЧЕЗАЮТ ОТ ЗАПРЕТОВ НА НИХ, зато их интенсивность существенно снижается, а острота и непримиримость ослабевают».
Все вышесказанное говорит о том, что родителям в первую очередь желательно научиться работать со своими чувствами и эмоциями.
И помните: «Как мы реагируем на какое-либо событие (словами или проявлениями чувств), может существенно изменить атмосферу в доме».
Продолжение следует…