Лестница в будущее
Ваш ребенок собирается в школу – в следующем году или через год? Тогда прислушайтесь к советам психологов!
Понять беспокойство родителей, когда их ребенок идет в школу, легко.
Эти мысли – а справится ли он, а не станут ли ребенка в классе обижать, а как учитель будет к нему относиться, и вообще, правильно ли мы выбрали школу – преследуют родителя на протяжении долгого времени.
Но, по мнению экспертов-психологов, главное – это не разрушить индивидуальность ребенка в гонке за лучшей школой, за лучшим учителем, заставляя его заниматься с утра до вечера и диагностируя полученные результаты.
Каждый дошкольник, стоящий на пороге школы, обладает своим особым, индивидуальным набором социальных качеств и способов поведения, способствующих его продвижению по лестнице успеха.
Важно выявить его сильные стороны, направленные на овладение новыми знаниями и впечатлениями, на расширение круга общения в школе.
Все родители знают, что существует такое понятие, как готовность ребенка к школе. Но не все, наверное, знают, что это означает на самом деле. Возраст готовности к школе может варьироваться от 6 до 8 лет. У каждого ребенка этот возраст свой!
В этот период возникает кризис, обычно его называют кризисом 7 лет, один из симптомов которого – это потеря ребенком непосредственности. Это стремительное приобретение ребенком тех черт, которые характерны для взрослых.
Внутренний мир становится более сложным. Ребенок учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.
Переход из дошкольного возраста в школьный требует от детей совершенно новых для них действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения.
В создании условий для правильного психического развития ребенка и адаптации к новому периоду очень важна роль взрослого.
Дмитрий Борисович Эльконин – советский психолог, автор своего оригинального направления в детской и педагогической психологии, подчёркивал, что переход на следующий, более высокий этап развития детей определяется тем, насколько полно прожит предшествующий период, насколько созрели те внутренние противоречия, которые могут разрешиться путём такого перехода.
У ребенка вырабатывается умение подчиняться определенным правилам, в соответствии с ними произвольно регулировать свое поведение и им управлять. Благодаря этому умению у ребенка формируется внутренний план действий.
Готовность к школе – это не столько умение читать и писать, сколько умение мыслить.
И вот эту-то сложную деятельность и предстоит сформировать родителям.
Говорить с дошкольником и младшим школьником не только (как пример): «посмотри, сыночек, настала осень, лужи подернулись льдом», а еще: «почему подернулись льдом, как это происходит, и что будет дальше».
А учить рассуждать, задавая вопросы. Экспериментировать с лужей (попрыгать, взять льдинку домой или подержать в кулачке), которая подернулась льдом и поговорить о том, что ты сделал и что с ней (в результате твоих действий) произошло.
Ребенок не может быть точной копией его родителей. На его рождение, развитие, воспитание, становление влияют разные факторы – биологический, психологический, социальный.
Вам в помощь, дорогие родители, будет книга педагога, профессионала в своем деле Петровой Людмилы Ивановны.
Петрова Л. И. Ребёнок на пороге школы / Л. И. Петрова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. – 312 с. – (Сердце отдаю детям).
Педагог рассказывает о важнейших событиях в жизни ребенка, характеризует все этапы развития в каждом возрастном периоде. Также представляет модели сопровождения ребенка из дошкольного детства во взрослую жизнь и из начальной школы в ее среднее звено.
Рассказывая об условиях, способствующих подготовке ребенка к школе, автор предлагает педагогические советы и рекомендации по адаптации детей уже в стенах школы, которыми могут воспользоваться все родители.
Книга состоит из 5 глав – 5 ступеней, характеризующих период от рождения до перехода в среднюю школу. После каждой главы – «родительский портфель», в котором находятся подборка заданий, тестов, опросников, игры на выявление и развитие описываемых в данной главе черт, характеристик, навыков.
Автор надеется, что книга будет полезна родителям, которых волнует этот сложный, напряженный период жизни их ребенка.