Menu
A+ A A-

По нашим наблюдениям, профессиональное самоопределение молодых людей в последних классах школы вызывает определенные трудности. Трудности возникают с выбором будущей профессии, ВУЗа, даже профессионального направления.

Почему же так происходит? Давайте разбираться. Слышали ли вы такое мнение в последнее время, что ребенок ничего не хочет, или дети ничего не хотят? Причем, это «ничего не хочу» и «мне все скучно и неинтересно» может возникнуть, как в начальной школе, так и в последних классах школы. Как у мальчиков, так и у девочек.

А ведь это имеет огромное значение в свете профессионального самоопределения, потому что здесь от желаний ребенка зависит очень многое. Как вы думает, откуда это берется – «ничегонехотение», инфантилизм? Нежелание делать что-то важное и полезное, даже если оно наполовину развлекательное, даже нужное самому ребенку?

Причин, на наш взгляд, тому несколько.

  1. Наши дети получают сейчас все, что хотят, и когда хотят, при этом постепенно утрачивается умение откладывать удовлетворение своих потребностей, как говорит педагог Антонина Федорищева в своей книге «Зачем нужна семья, или Чему и как учить детей в XXI веке» – «подождать, потерпеть, то есть побыть в состоянии легкого стресса».

            Сейчас, в современном мире, на первое место ставится ребенок. То, чем мы были обделены в своем детстве, мы хотим дать своему ребенку, хотим сделать его счастливее. Это нормально. Но мозг ребенка привыкает получать то, что он хочет, причем немедленно. И это желание начинает распространяться на все, что ребенка окружает. В школе, дома, на улице, в поликлинике, в магазине. Но ведь это невозможно!

            В результате дети начинают испытывать стресс, который им пережить все сложнее и сложнее, даже самый незначительный. И это становится препятствием для их жизненного успеха.

            Здесь задача родителей – вовремя остановиться, донести до детей, что человек живет в мире, где есть желания и потребности и других людей. И что достичь чего-то можно, совершая определенные и правильные шаги к своей цели. Задача родителей – научить детей добиваться успеха, добиваться желаемого собственным трудом.

            Понятно, что малышу ты не будешь говорить про это. Но иногда отдалять желаемое нужно, чтобы в будущем у ребенка не было больших проблем. И чтобы, когда нужно было принимать серьезное решение в старших классах – какую профессию выбрать, ребенок не ждал подарка от судьбы, а понимал, что именно ему нужно сделать для того, чтобы получить то, что он хочет.

  1. Мы создаем для детей мир, где ребенок постоянно занят. Мы стараемся развлекать ребенка ежеминутно и ежечасно, считаем себя обязанными создавать ему такую обстановку – развивающе-развлекательную – и совсем не оставляем свободного пространства для скуки, обыденности и ничегонеделания (не путать с ничегонехотением). Ничегонеделание – это свободное время, которое наш ребенок может потратить на то, что он хочет. Попрыгать, поиграть в одиночестве, почитать, что он хочет, помечтать.

Вы замечали, что наши дети не умеют мечтать? Точнее, они мечтают о чем-то конкретном – о последнем айфоне, о новой модели самоката… Но они не мечтают о путешествиях, о том, что хотят увидеть и услышать, о том, кем хотят быть, о своей будущей жизни.

И вы знаете, уметь мечтать наших детей тоже надо учить. Учить своим собственным примером, мечтать вместе, всей семьей. По возможности визуализировать свои мечты. Это и семейное общение, и смех, и безопасное озвучивание своих «хотелок», и проговаривание надежд. Такие разговоры нужны детям и в 5, и в 11, и в 17 лет. Поверьте, ваши дети оценят такие семейные посиделки, такие мечтания. А что уж говорить о пользе!

  1. Нужно привлекать своих детей к повседневной жизни. К тому, что само по себе не развлекает, но необходимо – это домашние дела. Сходить в магазин, почитать младшему брату, встретить сестренку, помочь на кухне, вынести мусор, прибрать в своей комнате. Нельзя, чтобы дети были изолированы от жизни гаджетами, виртуальным миром. Нельзя, чтобы повседневная жизнь им казалась пресной и скучной.

Нужно, чтобы дети понимали стоимость продуктов, стоимость каких-то развлечений, ценили свои игрушки, вещи, ценили усилия, которые затрачены на добывание всего этого. Видели прямую связь между своими желаниями, делами и успешным результатом. И обязательно за любым делом – похвала и одобрение родителей. Потому что неудачи ведут к последующим неудачам. Это называется неверие в себя. Только с нашей поддержкой ребенок сможет поверить в себя, рассчитать свои силы, а значит определиться в будущем с профессией.

  1. Нужно ценить самостоятельность детей. Часто родители, с одной стороны, хотят, чтобы дети сами, самостоятельно сделали что-либо: выполнили домашнее задание, поели, прибрались, выбрали книгу и почитали, купили канцтовары, продукты. А с другой стороны, начинают распекать за то, что все сделано как-то не так.

Как думаете, какая мысль вкладывается таким образом в головы детям? Конечно, что инициатива наказуема!

Ребенок не может стать самостоятельным, пока родители все делают за него: одевают, развлекают, кормят, водят за ручку, диктуют, что носить, как спать, что читать, ограничивают в свободе пространства и принятия решений – словом, излишне опекают. Конечно, все должно быть по возрасту – что подходит для маленького ребенка, уже категорически не подходит для школьника. Все хорошо в свое время. Поощряйте и содействуйте самостоятельности ребенка, ведь все корни из детства.

Дети привыкают, что родители – это своеобразный вектор, задающий не только направление, но и указывающий на определенные точки. Но ведь у детей может быть свое направление.

В системно-векторной психологии – вектор – это набор желаний человека, его врожденные особенности, способности, и он определяет характер, направленность усилий, стремление, специфику поведения человека. Мы, как родители, имеющие авторитет у ребенка (особенно пока он маленький), считаясь с желаниями и особенностями своего ребенка, поддерживая его, способны задать ему правильное направление в его собственном самоопределении.

Материал подготовила: И. Конькова, заведующий сектором «Художественной литературы» отдела «Краевой центр детского чтения» ПКДБ им. Л.И. Кузьмина. 

 

для детей старше шести лет
Яндекс.Метрика